Вожатим

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вожатим » Диагностика » ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Проблема использования диагностики в своей педагогической деятельности  возникает перед каждым педагогом, воспитателем, вожатым.
Педагогические методики отличаются от психологических тем, что последние констатируют характеристики исследования, а первые - тенденции формирующихся характеристик. Педагогу крайне необходимо знать о ходе развития некоторых характеристик более, чем о самих характеристиках. Это позволяет ему постоянно корректировать воспитательный процесс, совершенствовать формы работы с детьми и подростками, изменять содержание этой работы.
Педагогические методики «вплетены» в воспитательный процесс. С точки зрения воспитательных целей эти методики служат средством формирования ценностных ориентаций, моментом самосознания и способом воспитания самооценки, а также исходным моментом для планирования скорректированной жизнедеятельности или выдвижения новых жизненных целей.
Педагогические методики, как правило, выступают для детей в скрытой форме, предъявляются ребятам либо как игра, либо как проверка собственных сил, либо как состязание. В любом случае педагогические методики содержательно инструментируются как часть организуемой деятельности, и то, что  воспитатель производит тщательный отсчет и анализ получаемых результатов, не должно быть известно детям.
Педагогические методики  просты, необъемны, технически необременительны и экономны. Правда, это достоинство имеет и отрицательную сторону: получаемые результаты грубы и общи. Однако мы уже сказали, что назначение этих методик не в создании тонких индивидуальных характеристик, а в выявлении развивающихся тенденций, поэтому отмеченный недостаток не препятствует их использованию. Кроме того, педагогические методики интересны и увлекательны для детей, как по форме, так и по содержанию. Эта черта, с одной стороны, облегчает работу педагога,  желающего провести исследование, а с другой стороны, усложняет дело, потому что дети «тиражируют» методики в своем кругу, воспроизводя их среди друзей. Тем самым педагог вынужден вновь и вновь создавать новые вариации методик.
Представленные  ниже  педагогические методики диагностической работы с подростками,  используемые воспитателями детских лагерей ВДЦ «Орленок»,  позволят педагогу-новичку опереться на накопленный опыт, избрать то, что наиболее соответствует конкретным обстоятельствам, но не избавят  его от строгой необходимости самостоятельного анализа всех педагогических условий, в которых разворачивается  его педагогическая деятельность.

0

2

Методика "Недописанный тезис"
Эта методика заключается в том, что подростку предлагается набор незаконченных фраз, завершая которые, он выражает свое отношение к исследуемой теме, проблеме и т.п. Например:
Хороший детский лагерь - это ...
Если бы я был начальником детского лагеря, то непременно ...
Когда я вижу вожатого, идущего навстречу, то ...
Самое главное в жизни нашего отряда - это ...
В нашем детском лагере больше всего ценится ...
Больше всего меня радует (огорчает) ...
Данная методика имеет ряд преимуществ по сравнению с анкетированием.  Она всегда вызывает интерес у ребят и позволяет получить качественную информацию, так как рассчитана на получение первой, самой естественной реакции, позволяет затронуть аспекты и ситуации, которые в форме вопроса иногда звучат надуманно. Время на ответ дается ограниченное, с учетом возраста (от 15 секунд до 1 минуты).
При обработке результатов ответы группируются по трем характеристикам: "положительная", "отрицательная", "неясная". Сопоставление взглядов подростков по этим трем характеристикам дает интересную картину.
Интересен также противоположный  вариант использования методики - «не начатый тезис», когда подросткам предлагается придумать начало фраз, например:
- ……………………………..….….............. и тогда всем стало хорошо!
- ………………………………………. и я почувствовал себя счастливым.
- ……………………………………………...потому что это - наше дело.
Более подробное описание методики можно найти в работах Н.Е. Щурковой. (12; 13)

0

3

«Игра в слова»
Ребята получают  карточку с заданием, которое звучит так: «Дорогой друг! Расставь нужные слова в предложениях так, чтобы  у тебя получился  наглядный портрет твоего отряда:
Наш отряд – это________ и  ________  ребята.  Они собрались для того, чтобы_________ и ________, провести время и научиться _________. Поэтому вместе чаще всего мы занимаемся тем, что_________ и ________. Наш отряд объединяет________ мальчишек и _________ девчонок, а также_________ вожатых,  которые________ здесь в детском лагере  «Орленок».  Наши вожатые помогают нам в _______ и нам вместе с ними _________ и  _________.
Обработка результатов данной методики аналогична предыдущей, однако вожатому необходимо помнить, что групповое заполнение карточки, как правило, сопровождается общим весельем  и  не всегда отражает объективный портрет, а, напротив, желаемый.

0

4

Игра «Цветик-семицветик»
Цель: определение направленности потребностей, устремлений младшего подростка по его заветным желаниям.
Ребятам читается (или напоминается) известная сказка В. Катаева «Цветик-семицветик». (Возможен просмотр мультфильма или диафильма).
Каждому из подростков предлагается сделанный из бумаги цветик-семицветик и дается возможность поставить себя на место девочки из сказки и задумать желания. Желания пишутся на лепестках или проговариваются вслух в момент отрывания лепестка по данному в сказке стихотворному образцу: «Лети, лети лепесток, через запад на восток, лишь коснешься ты земли - быть по-моему вели.  Вели, чтобы …»
Наши советы: проводящему игру надо фиксировать желания ребят в заранее подготовленной таблице:

Фамилия, имя     Желания
                 1 2 3 4 5 6 7

По итогам игры хорошо бы определить не только направленность желаний каждого подростка (на себя, на людей вообще, на свой коллектив, на близких людей), но и степень ценностного единства всех ребят по схожести желаний.
Данные таблицы можно проанализировать и по вертикальным столбцам. Если в детском объединении существуют сложившиеся микрогруппы, то можно провести также вариант игры, составляя цветочки коллективно. При этом каждый ребенок получает лепесток определенного цвета, записывает на нем свое желание одновременно с другими ребятами своей микрогруппы (звена, группы тесного дружеского общения), - в итоге получается «семицветик» (или «пятицветик», или «четырехцветик»), отражающий групповые ценности, групповое ценностное единство или разобщенность.

0

5

Методика «Радости и огорчения»
Цель:   1. Выявление ценностных ориентаций подростков.
   2. Определение роли детского объединения в жизни подростка
Работа с данной методикой может быть организована несколькими способами:
а) каждому подростку предлагается дописать два предложения:
Больше всего меня радует …
Больше всего меня огорчает …
б) работу организуется по микрогруппам. Лист ватмана в зависимости от количества членов микрогруппы делится на сектора. Каждый подросток в своем секторе с помощью рисунков или словосочетаний выражает свои радости и огорчения.
Наши советы:  При анализе можно выделить следующие группы ответов:
радости и огорчения, связанные с собственной жизнью;
радости и огорчения, связанные со своим коллективом, его деятельностью, взаимоотношениями, успехами и неудачами;
радости и огорчения, связанные с различными социально-политическими явлениями.
Сравнение группы ответов позволит сделать вывод,  играет ли в жизни подростка  коллектив какую-то заметную роль.
Если работа организована по микрогруппам, то дополнительно можно проанализировать взаимоотношения между подростками.

0

6

Методика «Забор мнений»
Цель: выявление авторитета выбранных органов самоуправления и определение перспектив совершенствования его работы.
На доске, стене, в отрядном уголке и т.п. вывешиваются узкие вертикальные листы, озаглавленные «Если бы я стал лидером, я бы предложил, организовал, изменил…», «Я хочу посоветовать нашему лидеру…», «Для того, чтобы ребята уважали лидера, надо …». Каждый подросток получает возможность записать на каждом листке свое мнение.
Наши советы:
1. Важно создать положительный эмоциональный настрой детского объединения на работу с этой методикой.
2. Если отряд испытывает трудности в определении содержания деятельности, есть конфликты во взаимоотношениях и т.п. - можно использовать принцип «Забора мнений» и по многим вопросам организации деятельности и общения в детском объединении.

0

7

Методика «Цветопись»
Цель: использование наглядных средств в оценке проведенных дел, выявлении эмоционального состояния человека в процессе жизнедеятельности организации. С помощью цветописи может быть определено общее эмоциональное состояние коллектива.
1. Перед проведением дела ребят предупреждают, что по его окончании  необходимо будет цветом оценить  прошедшее дело,  называют параметры оценки. Они могут быть  различными:
а) с точки зрения качества дел,  например:
- дело получилось качественно;
- было хорошо, но были и неудачные моменты;
- получилось «ничего», было немало  недостатков;
- в основном дело не удалось, хотя были и отдельные удачные моменты;
- дело полностью не удалось
б) с точки зрения произведенного делом впечатления:
- дело очень понравилось,
- понравилось, но не все,
- не очень понравилось,
- не понравилось вовсе.
Каждый параметр оценки   знаменуется своим цветом. После завершения дела все ребята, выходя из зала, проходят у плаката с разъяснением критериев оценки, берут один квадратик бумаги того цвета, который соответствует их оценке дела и опускают в специальный ящик. После этого подсчитываются результаты, создается графическое изображение - радуга, салют, букет цветов, по которому наглядно видно, как оценено дело.
    Наши советы:
Определитесь, какой аспект оценки вам важнее (по качеству или по эмоциональному восприятию). Оба аспекта лучше не закладывать в условия вместе - ребята могут ошибиться.
Разъясните ребятам, что оценивают они дело индивидуально.
Следите за тем, чтобы каждый брал лишь один цветной квадратик
Не считайте за труд первое время вновь и вновь повторять условия оценки.
Используйте цветовые картинки (радуги), полученные при подведении итогов работы.
2. Каждому ребенку выдается карточка, разграфленная по числу дней жизни коллектива и разъясняется, что каждый вечер он будет приклеивать (закрашивать) в графу прожитого дня цветной квадратик, соответствующий его настроению. Например: бодрое, приподнятое, веселое, радостное, спокойное, тревожное, неудовлетворенное и т.д.
Каждый вечер происходит заполнение карточки, она сдается вожатому, который проводит анализ, сравнивая самооценку ребят со своими наблюдениями, что может помочь ему правильно построить свои взаимоотношения с ребятами завтра.
Кроме того, этот анализ проводимый вместе с анализом проведенных дел, наблюдениями и другими методами исследования позволяет выяснить динамику эмоционального состояния подростка в течение  определенного периода жизни коллектива.
    Наши советы:
Поместить на карточку (можно на обратную сторону ее)  условные обозначения оценок.
Цветовые условные обозначения можно для упрощения заменить иными значками.
Будьте внимательны, если вы дали слово не обнародовать индивидуальные оценки, то они не должны быть на виду.
Можно сделать статистический подсчет эмоционального состояния коллектива за день (по среднему арифметическому или методом Радуги), можно и день за днем.
Такой подсчет по объединению, по договоренности с ребятами можно обнародовать и использовать при подведении итогов.
Подробнее      об использовании этого метода можно прочитать в книгах  Лутошкина А.Н. (3; 4)

0

8

Игра «Выбор»
Задачи: выявить ребят, обладающих организаторскими способностями и создать из участников игры органы самоуправления смены.
Ход игры: у каждого участника свой номер, под которым он играет, и личная карточка, в которой он по ходу игры отмечает номера понравившихся участников в каждом туре.
Тур 1.  Разминка (в карточке не отмечается). Проходит по правилам игры «Снежный ком». Участник называет свое имя  с прилагательным, начинающимся с той же буквы, что и имя, характеризующим свое положительное качество.
Тур 2. «Если…». Надо продолжить предложение «Если я стану представителем оргкомитета фестиваля, то …»
Тур 3. «Ситуация». Надо найти разрешение предложенной ситуации, уже имевшей место в лагере за первые дни смены.
Примерные задания  (И. Луценко, г. Саратов):
«Вы - дежурный по столовой, идете с тарелками горячей каши. Ваш товарищ по группе нечаянно задел Вас, и все содержимое тарелки оказалось на Вашей одежде. Ваши действия…»
«В столовой за Вашей группой закреплены определенные столы. Вы идете на обед и видите, что на Вашем месте сидит другая группа. Вожатого рядом нет. Ваши действия…»
«Судья не заметил грубых нарушений соперника  в спортивной игре, что привело к Вашему проигрышу. Ваши действия…»
Тур 4. «Стань равным среди равных…».  Участники должны высказать свое мнение о том, какое отношение имеет к нашей группе, команде предложенное изречение, цитата кого-либо из великих, например:
«Доброта - это единственное одеяние, которое никогда не ветшает» (В. Гюго)
«У вас большая власть, если вы владеете собой» (Сенека)
«Чего в другом не любишь, того и сам не делай» (Персидская пословица)
«Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…» (Н. Островский)
«Будущее светло и прекрасно - любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести…» (Н.Г. Чернышевский)
«Люди всегда осуждают, либо сами осуждены» (Гете)
«Счастливый тот, в ком совесть спокойна» (Алишер Навои)
«Самое горькое слово друга полезней, чем похвала врага (пословица)
«Человек одарен разумом и творческой силой, чтобы приумножить то, что ему дано…» (А.П. Чехов)
«Мудрый никогда не показывает всех секретов своего  мастерства, всегда оставляя что-то про запас, который и позволит ему быть Первым, Нужным и сохранять уважение и любовь своих учеников» (Восточная мудрость)
«Жизнь не конторская книга и построена не на расчете, а на милости» (М.М. Пришвин)
«Тот, кто любит, должен разделить участь того, кого он любит» (М. Булгаков)
«Любви бояться - означает бояться жизни, а кто боится жизни, тот уже на три четверти мертв» (Б. Рассел)
Тур 5. «Задай вопрос…». Необходимо задать один вопрос любому участнику игры и получить на него ответ.
В конце игры можно провести тест «Я лидер».

0

9

Тест «Я лидер» (методика самооценки лидерских качеств)   
Цель: изучение особенностей лидерских качеств у подростков.
Инструкция:
Если ты полностью согласен с приведенным утверждением, то в  клеточку с соответствующим номером поставь цифру «4», если скорее согласен, чем не согласен - цифру «3», если трудно сказать - «2», скорее не согласен, чем согласен - «1», полностью не согласен - «0».
Карточка для ответов теста «Я лидер»
А Б В Г Д Е Ж З
1 2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31 32
33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48
           

Вопросы к тесту «Я лидер»
Не теряюсь  и не сдаюсь в трудных ситуациях
Мои действия направлены на достижение понятной мне цели
Я знаю, как преодолевать трудности
Люблю искать и пробовать новое
Я легко могу убедить в чем-то моих товарищей
Я знаю как вовлечь моих товарищей в общее дело
Мне не трудно добиться того, чтобы все хорошо работали
Все знакомые относятся ко мне хорошо
Я умею распределять свои силы в учебе и труде
Я могут четко ответить на вопрос, чего я хочу от жизни
Я хорошо планирую свое время и работу
Я легко увлекаюсь новым делом
Мне легко установить нормальные отношения с товарищами
Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их
Ни один человек не является для меня загадкой
Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными
Если у меня плохое настроение, я могу не показывать этого окружающим.
Для меня важно достижение цели
Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи
Я готов рисковать, чтобы испытать новое
У меня всегда все получается
Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее
Хорошо чувствую настроение своих товарищей
Я умею поднимать настроение в группе моих товарищей
Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
Я обычно достигаю того, к чему  стремлюсь.
Не существует проблемы, которую я  не могу решить.
Принимая решения, перебираю различные варианты
Я умею  заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
Умею правильно подобрать людей для организации какого-то дела
В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания
Я стремлюсь к тому, чтобы меня понимали
Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки
Я  никогда не испытываю чувства неуверенности в себе
Я стремлюсь решать все проблемы поэтапно, не сразу
Я никогда не поступал так, как другие
Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием
При организации дел я учитываю мнение товарищей
Я нахожу выход в сложных ситуациях
Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу
Никто и никогда не испортит мне настроение
Я представляю, как завоевать авторитет среди людей
Решая проблемы, использую опыт других.
Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом
Мои идеи охотно воспринимают мои товарищи
Я умею контролировать работу моих товарищей.
Умею находить общий язык
Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела

После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать сумму очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41).
Эта сумма определяет развитость лидерских качеств:
А - умение определять развитость лидерских качеств;
Б - осознание цели (знаю, что хочу)
В - умение решать проблемы
Г - наличие творческого подхода
Д - влияние на окружающих
Е - знание правил организаторской работы
Ж - организаторские способности
З - умение работать с группой
Если  сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо и надо работать над его совершенствованием, если больше 10, то это качество развито средне или сильно.
Но прежде чем сделать заключение о том, лидер ли ребенок, надо обратить внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 31, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, отвечающий был неискренним в самооценке. Результаты теста можно  изобразить на графике.

0

10

Игра «Адаптация»
Задача: выявление лидеров, генераторов идей и исполнителей, создание творческой атмосферы в группе.
Ход игры. Участники игры делятся на микрогруппы. После выполнения заданий участники обмениваются жетонами трех цветов: красные вручаются тем, кто подает идеи, зеленые - тем, кто их реализует, желтые - тем, кто не участвовал в выполнении заданий (желтых может и не быть)
1 задание - разминка. Каждый представляет соседа справа, предварительно пообщавшись с ним две минуты. Пять самых ярких представителей получают пять красных жетонов.
2 задание. Вокруг пяти лидеров участники игры по желанию формируют пять микрогрупп. Каждой микрогруппе дается задание нарисовать дружеский шарж на любого из присутствующих. Тем, кто подает идеи, вручаются красные жетоны, тем, кто рисует - зеленые. Участники, получившие красные жетоны, переходят в другую микрогруппу (по часовой стрелке).
3 задание - придумать творческую подпись к шаржу (предварительно). Ведущий собирает шаржи и раздает их в микрогруппы, учитывая, чтобы они не попали в ту же группу. Тем, кто подает идеи, вручаются красные жетоны, тем, кто их реализует - зеленые.
4 задание - «Три «Д» (Друг Для Друга): придумать для соседней группы творческое задание. Участники с красными жетонами вновь меняют группу.
5 задание - ведущий для всех микрогрупп дает одинаковое задание.

0


Вы здесь » Вожатим » Диагностика » ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ