Вожатим

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вожатим » Диагностика » Игры и упражнения


Игры и упражнения

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Аплодисменты по кругу
В этом замечательном и неординарном ритуале все происходит по парадоксальной логике. Последние становятся первыми. Игра построена таким образом, что интенсивность аплодисментов постепенно нарастает и достигает своего апогея, когда последний ребенок получает аплодисменты всего отряда. Эта игра — одна из самых любимых практически во всех возрастных группах.

Инструкция:
Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом, всеми фибрами своей души, как приятное всеобъемлющее волнение.
У нас очень хороший отряд, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Игра проходит следующим образом. Вы становитесь в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-нибудь из учеников, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего ученика, который также получает свою порцию аплодисментов — они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют ему. Затем уже вся тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.

0

2

ВОТ Я КАКОЙ!
Эта игра прекрасно подходит для начала смены. Дети могут представить себя небольшому кругу своих сверстников, рассказать им о своих предпочтениях и интересах. Если дети пишут еще недостаточно быстро, то им стоит раздать предварительно размноженную анкету. Для детей постарше больше подходят открытые вопросы, позволяющие им давать развернутые и детальные ответы. В таком случае они могут сами сочинить вопросы, на которые им хотелось бы ответить. Например: «Какое событие твоей жизни в этом году затронуло тебя сильнее всего?», «Когда тебе нравится учиться?», «Каким должен быть другой человек, чтобы ты захотел стать его другом?», «С какими взрослыми тебе интереснее и легче общаться?»

Материалы: тексты анкеты «Вот я какой!» для каждого

Инструкция: Прочитайте, пожалуйста, анкету, которую я вам сейчас раздам. Затем впишите в нее недостающие слова. (10 минут.)
А теперь разбейтесь на четверки и прочитайте друг другу, что вы написали. Сравните свои ответы с ответами других детей.

Анкета «Вот я какой!»
1. Меня зовут ___________________________________________________
2. Мне лет______________________________________________________
3. Улица, на которой я живу, называется_____________________________
4. Моя любимая еда______________________________________________
5. Мой любимый цвет____________________________________________
6. Мое любимое животное_________________________________________
7. Моя любимая книга_____________________________________________
8. Моя любимая телевизионная передача ____________________________
9. Самый прекрасный фильм, который я видел________________________
10. Я люблю в себе________________________________________________
11. Моя любимая игра_____________________________________________
12. Моего лучшего друга зовут______________________________________
13. Страна, в которую я бы хотел съездить_____________________________
14. Лучше всего я умею_____________________________________________
15. Моих братьев и сестер зовут_____________________________________
16. Самая главная моя цель_________________________________________
   
Анализ упражнения:
- С кем из детей у тебя больше всего общего?
- Чьи ответы показались тебе самыми интересными?
- На какой вопрос тебе было труднее всего ответить?

0

3

Головомяч
       С помощью упражнения «Головомяч» можно развивать навыки сотрудничества в парах или тройках. Чтобы выполнить поставленную задачу, дети должны медленно и согласованно двигаться в паре с партнером. Это требует от них точного восприятия движений партнера. Каждый ребенок должен синхронизировать свой собственный темп с темпом своего партнера.

      Материалы: для каждой пары детей - один мяч среднего размера.

      Инструкция: Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг против друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно поднять мяч и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами, постепенно поднимаясь. Встаньте сначала на колени, а потом на ноги.
Когда дети научатся легко справляться с этой задачей, вы можете ее усложнить. Для этого можно объединять детей не в пары, а в тройки. А потом предложите детям опытным путем выяснить, с каким максимальным числом игроков можно поднять мяч головами.

Анализ упражнения:
- Что было наиболее сложным в этой игре?
- С кем тебе поднимать мяч легче всего?
- Что самое важное для того, чтобы мяч не упал?

0

4

Да и нет
С помощью этой игры дети могут трансформировать накоп¬ленные напряжение, агрессию и апатию в готовность к общению и взаим¬ную внимательность. Игра обычно проходит в атмосфере веселья и радо¬сти, и по ее завершении отряд становится вполне работоспособным. Впрочем, следует принять во внимание, что иногда в ходе игры в группе становится очень шумно. Иногда имеет смысл организовывать игру так, чтобы дети смогли «поспорить» не с одним партнером, а с двумя или да¬же тремя.
Инструкция: Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив дру¬га. Решите, кто в вашей паре хочет говорить «Да», а кто — «Нет». Один из вас начинает игру, произнеся слово «Да». Второй сразу же от¬вечает ему: «Нет!». Тогда первый снова говорит: «Да!», может быть, чуть-чуть громче, чем в первый раз, а второй опять отвечает ему: «Нет!», и тоже слегка посильнее. Каждый из вас должен произносить только то слово, которое он выбрал с самого начала: или «Да», или «Нет». Но вы можете по-разному его произносить: тихо или громко, нежно или грубо. Если хотите, можете провести с помощью этих двух слов небольшой «спор», но при этом важно, чтобы никто ни¬кого никак не обидел. Через некоторое время я подам вам сигнал о том, что пора заканчивать «спор».
Анализ упражнения:
- Как ты себя сейчас чувствуешь?
- Как тебе удобнее спорить - произнося слово «Да» или «Нет»?
- Ты говорил достаточно громко?

0

5

Двое с одним мелком
В этой игре партнеры не должны разговаривать друг с дру¬гом. Общение между ними может быть только невербальным. Для того чтобы сделать атмосферу более приятной, в ходе игры должна звучать музыка — та, которая нравится детям.
Материалы: Каждой паре нужны один большой лист бумаги (фор¬мат A3) и один восковый мелок (фломастер); в качестве сопровождения должна зву¬чать популярная или классическая музыка (в зависимости от музыкаль¬ных вкусов детей отряда).
Инструкция: разбейтесь на пары и сядьте за стол рядом со сво¬им партнером. Положите на стол лист бумаги. Сейчас вы — одна ко¬манда, которая должна нарисовать картину. И рисовать вы должны од¬новременно одним и тем же мелком. При этом строго следуйте прави¬лу, запрещающему говорить друг с другом. Вы не должны договари¬ваться заранее о том, что будете рисовать. Оба человека в паре дол¬жны постоянно держать мелок в руке, не выпуская его ни на мгновение. Постарайтесь понимать друг друга без слов. Если захочется, вы може¬те время от времени поглядывать на партнера, чтобы увидеть, как он себя при этом чувствует и понять, что он хочет нарисовать. А вдруг он хочет нарисовать что-то совсем другое? Чтобы подбодрить вас, я приготовила небольшой сюрприз — вы будете рисовать под кра¬сивую музыку. У вас три-четыре минуты времени. (Подберите музы¬кальную композицию на указанное время.) Как только закончится музыка, завершайте свою работу и вы.
По завершении игры попросите команды показать получившиеся у них изображения.
Анализ упражнения:
- Что ты нарисовал, работая в паре со своим партнером?
- Сложно ли было вам рисовать молча?

0

6

Достижение цели
Настроиться на успех легче, если предвосхитить его, осо¬бенно когда мы во всех возможных деталях представляем, что мы сможем сделать, когда достигнем своей цели. В этой игре дети будут опи¬сывать конкретную цель в ходе ролевой игры. Для многих это окажется тем прорывом, который поможет им и на самом деле достичь этой цели. Дети любят эту игру, в ходе которой они могут развивать свой актерский талант и отгадывать, что представляют другие.
Инструкция: посидите несколько мгновений в тишине и подумай¬те о том, чего бы вы хотели достичь в этом году. Чему вам хотелось бы научиться? Подумайте, как вы могли бы без слов показать группе то, чему вы хотите научиться. (2-3 минуты.)
После этого дайте каж¬дому ребенку 2 минуты, чтобы он показал остальным соб¬ственную пантомиму. Дети угадывают, что им хотели по¬казать. Можно проводить эту игру, объединяя де¬тей в подгруппы по 6-7 человек.
Анализ упражнения:
- Трудно ли было тебе выбрать важную цель?
- Как ты себя чувствовал, когда изображал ее?
- Веришь ли ты, что в течение года сможешь достичь этой цели?
- Что тебе нужно сделать для этого?
- Чему ты научился, узнав о том, к чему стремятся другие дети?
- Откуда ты берешь свои цели?
- Не слишком ли они глобальные? Или, может быть, слишком мелкие? Или как раз достижимые?

0

7

Имя и движение
Детям легче прочувствовать свою принадлежность к группе, когда они могут задействовать свое тело. Именно такая возможность и предоставляется им в этой игре. Также она помогает детям в начале зна¬комства запомнить имена друг друга и дает им возможность представить себя группе самым необычным и фантастическим способом.
Детям нравится, что вся группа повторяет их жесты. По мере разви¬тия игры желание постоять в центре круга и «запечатлеть» свое движение в группе становится все более сильным. На несколько мгновений каждый ребенок становится режиссером, по воле которого действуют все осталь¬ные, включая и воспитателя. При этом дети не только запоминают имена друг друга, но и получают прекрасную возможность посмеяться.
Инструкция: сядьте в один большой общий круг. Сейчас каждый из вас будет произносить свое имя и при этом делать какое-нибудь движение  руками, ногами, всем телом. Вся группа хором говорит имя ребенка и повторяет движение, сделанное им. Я начну первая. (После этого передайте ход своему соседу слева или справа.)
Анализ упражнения:
- Чьи имена тебе было легко запомнить?
- Чьи имена ты забывал?
- Чьи движения тебе понравились больше других?
- Знаешь ли ты, что означает твое имя?
- О ком ты узнал что-нибудь новое?

Ковер мира
Игра «Ковер мира» предлагает вам хорошую стратегию разре¬шения конфликтов в отряде с помощью переговоров и дискуссий. Само наличие «ковра мира» побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.
Материалы: кусок не слишком толстого пледа размером 90 на 150 сантиметров, или мягкий коврик такого же размера, или несколько листов ватмана, соединенных в прямоугольник указанного размера. Кроме того, нужны фломастеры, клей и материалы для оформления декораций, на¬пример, алюминиевые блестки для вышивания, бисер, ракушки и тому подобное.
Инструкция: сядьте в круг все вместе. Можете ли вы сказать, о чем вы иногда спорите друг с другом? Что вы делите со своими брать¬ями или сестрами? О чем вы спорите здесь, в лагере, отряде? Как вы чувству¬ете себя после такого спора? Что может произойти, если сталкиваются различные мнения?
Я принесла для всех нас небольшой кусок ткани, который станет нашим «ковром мира». Как только возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мир¬ного решения своей проблемы.
Давайте посмотрим, что из этого получится. (Положите плед в центр круга, а на него — красивую книжку с картинками или какую-нибудь занятную игрушку.) Представьте себе, что Степа и Олег хотят полу¬чить эту игрушку, но она одна, а их двое. Они оба сядут на «ковер ми¬ра», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них не имеет права просто взять игрушку. (Пусть оба ребенка займут места на ковре.) У кого есть предложение, как можно было бы разрешить эту проблему?
После двух минут дискуссии предложите детям украсить «ковер ми¬ра»: «Сейчас мы можем превратить этот кусок пледа в «ковер мира» наше¬го отряда. Я напишу на нем имена всех ребят нашего отряда, а вы дол¬жны мне помочь украсить его».
Этот процесс имеет большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают «ковер мира» частью своей жизни. Вся¬кий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разреше¬ния возникшей проблемы, обсудив ее. Используйте «ковер мира» исклю¬чительно для этой цели. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они нач¬нут применять «ковер мира» без Вашей помощи. И это очень важно, так как самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой страте¬гии. «Ковер мира» придаст детям внутреннюю уверенность и покой, а так¬же поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или фи¬зической агрессии.
Анализ упражнения:
- Почему так важен для нас «ковер мира»?
- Что происходит, когда в споре побеждает более сильный?
- Почему недопустимо применение в споре насилия?
- Что ты понимаешь под справедливостью?

Копилка хороших поступков

Дети (как и взрослые) нередко не ценят свои успехи и дости¬жения. Вместо этого они предпочитают помнить о своих ошибках и недо¬четах, считая, что именно они дают импульс для решения новых задач, которые ставит перед ними жизнь. Поэтому мы предлагаем вашему вни¬манию Копилку хороших поступков.
Материалы: бумага и карандаш для каждого.
Инструкция: мы все хотим достичь в жизни успехов. Может быть, вы хотите стать такими же успешными в своих делах, как ва¬ши родители, а может быть, даже еще больше, чем они. Большинст¬во людей полагает, что они добьются большего успеха, если постоян¬но будут подгонять себя, требуя от самих себя быть лучше, быстрее, умнее. И многие из них забывают сделать самый первый и самый важ¬ный шаг, лежащий в основе всякого успешного результата. Мы можем считать себя добившимися успеха лишь тогда, когда знаем, в чем именно мы его добились и каким образом мы это сделали. Обычно нам нужно некоторое время на то, чтобы заметить и запомнить свои до¬стижения. Возьмите лист бумаги и запишите три хороших поступка, которые вы совершили в течение этой недели. Мысленно вспомните все хорошее, что вы сделали. Например, активно поработал в творческой группе, хорошо дежурил в столовой, пригласил на дискотеку понравившуюся девочку из другого отряда…
Выберите из все¬го этого три поступка, которыми вы особенно гордитесь, и запишите их на листе бумаги. Убедитесь, что вы выбрали именно три пункта. После того, как вы их запишете, похвалите себя одним спокойным предложением за все три события. Например: «Иван, ты на самом сде¬лал это здорово». Затем запишите на свой лист и эту фразу. На все это у вас есть пять минут.
Такое признание своих достижений мы будем проводить отныне каждую неделю. А тот из вас, кто захочет стать еще более успешным в жизни, может делать следующее. Каждый вечер перед сном ты можешь записать три дос¬тойных поступка, совершенные за этот день. Тогда ты почувствуешь удовлетворение, убедишься в своей прилежности и поймешь, что за¬служил хороший спокойный сон.
Конечно, вы всегда радуетесь, когда окружающие признают ваши достижения. Но они могут и не замечать всех ваших успехов. Поэтому важно уметь самостоятельно замечать все хорошее, что вы сделали, и заслуженно хвалить себя. Это станет залогом ваших новых побед.

Корабль среди скал
Это очень интересная игра, в которую все дети с удовольст¬вием включаются. Группа сама может установить подходящий для себя уровень сложности. Игра дает детям возможность приобрести коммуни¬кативные навыки, опираясь на интуицию и доверие к партнеру. Кроме то¬го, эту игру можно с легкостью видоизменять применительно к любому возрасту.
Материалы: повязка на глаза.
Инструкция: Встаньте, пожалуйста, образуя большой круг. Сей¬час я объясню вам, правила игры, и что каждый из вас должен будет делать. Все, кто образует круг, будут берегом. Они должны взять друг друга за руки. В середине круга находится море. Но это очень опасное море, поскольку в нем есть несколько скалистых утесов. Эти «утесы» чуть позже мы сделаем из стульев. Один из вас будет ко¬раблем, а кто-то другой — капитаном корабля. «Кораблю» мы завяжем глаза, и капитан будет управлять им с помощью одних только слов. При этом он должен будет так управлять кораблем, чтобы тот не на¬летел ни на один «утес». Любой из вас может сейчас сказать, что он хочет быть кораблем, и встать внутри круга на любое место, которое ста¬новится гаванью. В этой точке начинается путешествие. Тот, кто стал кораблем, должен попросить кого-нибудь из вас стать капита¬ном, который будет управлять кораблем в его пути через море между скалами. После этого мы завяжем «кораблю» глаза.
Нам осталось еще выяснить, к какой гавани отправится корабль в путешествие. Любой из ребят, образующих «берег», может сейчас сказать: «Пусть корабль плывет ко мне». Теперь мы знаем почти все, что нужно, чтобы начать игру. Нам не хватает только скал. Сейчас еще четверо из вас могут сказать: «Мы хотим быть скалами». Эти ре¬бята выходят в круг вместе со своими стульями и, устраивают на предполагаемом маршруте следования корабля такие скалы, через ко¬торые кораблю будет достаточно сложно добраться до гавани.
Помогите «скалам» создать в меру сложные препятствия — такие, чтобы затруднить выполнение задания для «корабля» и «капитана», но не сделать его невыполнимым. Вы можете, конечно, регулировать количест¬во «утесов» в зависимости от уровня развития и возраста детей. Иногда имеет смысл дать возможность «кораблю» и «капитану» сообща опреде¬лить, сколько «скал» они хотели бы преодолеть. Такая возможность упра¬влять игрой — отличный способ мотивации для детей.
«Скалы» остаются сидеть на своих стульях внутри круга, а по¬том расскажут нам, задел ли их «корабль». Капитан же должен вести «корабль» очень осторожно, говоря ему, куда плыть. Он может давать, например, такие команды: «Сделай два маленьких шага вперед», «Сде¬лай еще один шаг вперед», «Стоп!», «Повернись направо… Еще немного», «Сделай один шаг вперед», «Стоп!», «Сделай один шаг влево» и т.д. Когда «корабль» подойдет к конечной точке своего маршрута, «га¬вань» должна сказать «кораблю»: «Ты достиг цели», и радостно заклю¬чить «корабль» в объятия.
Дети очень любят эту игру. Но, несмотря на это, каждый раз стоит отправлять в плавание не больше двух-трех кораблей, иначе дети могут устать.
Анализ упражнения:
- Что ты чувствовал, когда был «кораблем»?
- Чувствовал ли ты себя достаточно безопасно со своим капитаном?
- Что в следующий раз твоему капитану стоит делать по-другому?
- Что было самым трудным для тебя как капитана?
- Как часто твой «корабль» налетал на «скалы»?
- Были ли «скалы» честным препятствием?
- Что ты чувствовал, когда был «скалой», а «корабль» проходил совсем рядом с тобой?

0

8

Равновесие
Дети, которые хорошо ладят друг с другом, в процессе обще¬ния бывают в состоянии интуитивно поддерживать равновесие между же¬ланием говорить и необходимостью слушать, между поиском контакта и уходом от него, между оказанием собственного влияния и предоставлени¬ем возможности влиять на себя. Причем в этом случае никто не чувству¬ет себя ущемленным. Если же кто-то из детей ощущает, что баланс нарушен, он реагирует на это обидой, возмущением или отказом от контакта.
Это очень хорошая диагностическая игра, в ходе которой дети учат¬ся настраиваться друг на друга и сохранять равновесие в общении. В то же время вы сами также можете принять участие в этой игре. Вам стоит играть в положении «стоя», причем один раз с ребенком, с которым вы хо¬рошо ладите, а второй раз с ребенком, отношения с которым у вас более сложные. И вы сами сможете ощутить разницу между этими двумя ситу¬ациями.
Инструкция: Сядьте на пол, образуя двойной круг, так, чтобы вы попарно сидели друг напротив друга. В паре возьмитесь за руки и от¬клонитесь назад. При этом постарайтесь удерживать равновесие. На¬сколько далеко вы можете отклониться назад?
Теперь встаньте на колени, снова дайте руки друг другу и откло¬нитесь назад. Что вам приходится делать, чтобы не упасть назад?
А теперь встаньте. Поставьте ступни ног вплотную друг к дру¬гу, чтобы при этом они стояли прямо перед сдвинутыми ступнями ва¬шего партнера. Возьмитесь за руки и медленно отклонитесь назад. Насколько далеко вы можете отклониться, удерживая равновесие?
Найдите себе новых партнеров.
Дайте детям возможность попробовать выполнить эти задания с разными партнерами.
Анализ упражнения:
- Насколько хорошо сотрудничал с тобой твой партнер?
- Насколько хорошо ты сотрудничал со своим партнером?
- С кем из ребят тебе было трудно играть в эту игру? Что создава¬ло затруднения? Что ты делал, чтобы их преодолеть?
- Что нужно делать для того, чтобы поддерживать равно¬весие с партнером?
- Бывают ли в отряде ситуации, где важно поддерживать равнове¬сие?
- Есть ли ребята, которые говорят слишком много?
- Есть ли ребята, которым обязательно надо во все вмешаться?     
- Есть ли ребята, которые всегда держатся в стороне?
Обратите особое внимание на детей, которые постоянно перетяги¬вают партнера на себя, и помогите им понять, как это действует на их от¬ношения с другими детьми.

Сердце отряда
Эта игра, благодаря используемой в ней символике, велико¬лепно подходит ко дню Святого Валентина или празднику 8-го Марта. Но, конечно же, вы можете проводить ее и в другие дни. На большом картон¬ном сердце пишется что-нибудь позитивное про каждого члена отряда, чтобы все ощущали себя уважаемыми и достойными любви и внимания.
Материалы: бумага, карандаши, фломастеры и большое сердце, вырезанное из красного картона.
Инструкция: Знаете ли вы, что у нашего отряда есть свое серд¬це? Я хочу, чтобы сейчас вы сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его, чтобы каждый из вас мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Обязательно проверьте, не вытащили ли вы свое собственное имя, в таком случае вы можете поменять бумажку.
А теперь я расскажу вам, что вы сейчас будете делать. Я прине¬сла с собой большое сердце, которое и станет сердцем нашего отряда. Придумайте дружескую и приятную фразу в адрес того, чье имя вы вытянули по жребию. Возьмите лист бумаги и запишите на нем то, что вы придумали. Может быть, вы напишете: «Мне нравится, что Петя такой веселый», «У Юли всегда очень интересные мысли», «Женя всегда готов прийти на помощь». Если составленная вами фраза при¬дется вам по душе, возьмите фломастер и запишите ее на красном сердце отряда.
Положите красное сердце на стол так, чтобы дети могли подойти к нему со всех сторон. После того, как вы проведете анализ упражнения, сердце отряда может стать прекрасным декоративным украшением поме¬щения.
Анализ упражнения:
- Понравилась ли тебе эта игра?
- Что тебе нравится в этом сердце?
- Легко ли было сказать что-нибудь приятное о другом ребенке?
- Нравится ли тебе то, что написано на сердце про тебя?

Сладкая проблема
В этой игре дети могут научиться решать небольшие пробле¬мы путем переговоров. Самое важное в ней то, что дети могут в спокой¬ной обстановке концентрироваться на принятии совместного решения и учиться отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу. В тоже время эта игра — хороший повод поговорить о справедливости.
Материалы: по одному печенью на каждого; каж¬дой паре детей — по одной салфетке.
Инструкция: сядьте в один общий круг. Я принесла вам несколь¬ко печений. Но чтобы получить печенье, вам нужно сначала выбрать себе партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг напротив друга и посмотрите друг на друга. Между обоими партнерами я тут же положу салфетку с печеньем. Пожалуйста, пока его не трогайте…
А теперь перейдем к нашей проблеме. Вы можете получить пече¬нье только в том случае, если ваш партнер по доброй воле отдаст его вам. Пожалуйста, помните об этом правиле. Сейчас вы можете на¬чать говорить, но помните, что вы не имеете права просто так взять печенье без согласия своего партнера…
Подождите, пока все дети примут какое-нибудь решение. При этом они могут действовать разными способами. Одни могут сразу съесть пе¬ченье, получив его от партнера. Другие берут печенье, разламывают его пополам и одну половинку отдают своему партнеру. Некоторым потребу¬ется сравнительно много времени, чтобы завершить свои переговоры.
А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на сей раз.
И в этом случае могут быть разные варианты. Дети, разделившие первое печенье пополам, обычно повторяют эту «стратегию справедливо¬сти». Большинство детей, в первой части игры отдавшие печенье партне¬ру и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнер отдаст пе¬ченье им. Есть дети, которые готовы отдать партнеру и второе печенье.
А теперь давайте обсудим, что у нас получилось. Это хороший вариант сотрудничества. Расскажите, что вы сделали с первым пе¬ченьем, что стало со вторым…
Анализ упражнения:
- Отдал ли ты печенье своему партнеру? Как ты себя при этом чув¬ствовал?
- Хотел ли ты, чтобы печенье осталось у тебя? Что ты делал для этого?
- Чего ты ожидаешь, когда вежливо обращаешься с кем-нибудь?
- В этой игре с тобой справедливо обошлись?
- Сколько времени понадобилось тебе и твоему партнеру, чтобы прийти к совместному решению?
- Как ты себя при этом чувствовал?
- Как иначе ты мог бы прийти к единому мнению со своим партнером?
- Какие доводы ты приводил, чтобы получить печенье?

0

9

Сходства
В младшем возрасте дети начинают осознавать и ценить свои индивидуальные качества, то, что отличает их от остальных. В то же время им важно понимать, что они в чем-то похожи на других лю¬дей, ведь гораздо легче разрешать конфликтные ситуации, зная, что лю¬дей многое объединяет. Эта игра помогает детям увидеть сходство меж¬ду собой и другими детьми. Кроме того, это весьма оживленное, «разогре¬вающее» упражнение, помогающее детям установить контакт друг с дру¬гом и преодолеть мешающие общению стереотипы и предрассудки.
Естественно, не все тройки завершат игру одновременно. Поэтому проследите, чтобы каждая тройка успела до окончания игры выполнить всю инструкцию полностью.
Инструкция: Разбейтесь, пожалуйста, на тройки. Постарайтесь выбрать себе в тройку тех, у кого есть что-то общее с вами, напри¬мер, совпадает цвет одежды или волос. Это должны быть дети, кото¬рых вы еще не очень хорошо знаете. Сядьте где-нибудь все вместе на корточки и начните разговаривать друг с другом. Каждому из вас нуж¬но будет рассказать о себе, причем говорить надо как можно быстрее, ведь в вашем распоряжении всего лишь пять минут, и за это время вы должны найти несколько определений, объединяющих вас.
На¬пример, может выясниться, что каждый из вас хоть раз в жизни побы¬вал на Красной Площади, или, что каждый из вас не любит манную ка¬шу.  Совершенно неважно, что это будет, важно, чтобы это было у всех в вашей тройке.
Как только вы обнаружите такое сходство, вы втроем должны одновременно подпрыгнуть. Прыгнуть надо как можно выше и при этом надо выкрикнуть: «Первое!». Пусть все услышат, как вы рады. За¬тем снова сядьте на корточки и дальше так же быстро рассказывай¬те друг другу о себе, пока не найдете второе сходство. Тогда вы сно¬ва подпрыгните вверх и прокричите: «Второе!». Задача каждой тройки — в течение последующих пяти минут обнаружить десять сходств.
Я знаю, что у вас хорошее воображение, и вы творческие люди, поэтому вам будет легко находить все новые и новые сходства. «Вы любите смотреть телевизор? — Естественно. — Вот вам и первое!». «Ты ногти стрижешь? — Само собой! — Вот вам и второе!». «Ты по-русски говоришь? — Конечно. — Вот вам и третье!». Но такие сход¬ства очень скучны. Ваша задача - найти самые неожиданные факты. Ищите сходства не простые, а особенные.
Например: «Моя мама учит испанский… — А у меня брат знает испанский — А я сам знаю несколь¬ко фраз по-испански». Вот это, действительно, первое! Вы поняли, что я имею в виду? Ну, тогда начали!
Анализ упражнения:
- Какая команда закончила игру первой?
- О ком из детей ты узнал что-то новое?
- Что из того, что вы обнаружили, показалось тебе самым-самым?
- Понравилось ли тебе очень быстро разговаривать с детьми?

Танцующие руки
Если дети неспокойны или расстроены, эта игра дает им пре¬красную возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.
Материалы: большие листы оберточной бумаги (или старые обои), клейкая лента, цветные мелки или фломастеры. Игра сопровождается оживленной музы¬кой.
Разложите оберточную бумагу длинной полосой на полу. (Другой ва¬риант состоит в том, чтобы прикрепить листы клейкой лентой к столу и дать детям возможность рисовать стоя.)
Инструкция: Возьмите, пожалуйста, каждый по два мелка. Выберите для каждой руки мелок нравящегося вам цвета. Закройте глаза, и когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге.
Двигайте руками в такт музыке. Потом вы сможете посмот¬реть, что у вас получилось. (2-3 минуты.)

Трио
Большинство детей лучше всего учатся конструктивно взаи¬модействовать друг с другом, когда при этом они могут использовать все свое тело. Это прекрасная групповая игра с нарастающим уровнем слож¬ности, в ходе которой дети могут научиться синхронизировать свои дви¬жения с движениями других детей.
Материалы: пустые коробки или небольшие куски коврового покрытия.
Инструкция: Я приготовила для вас сложное задание, выполняя кото¬рое, вы можете показать, насколько хорошо вы взаимодействуете друг с другом.
Для начала мне понадобятся три добровольца. Они должны встать в одну шеренгу плечо к плечу. Тот, кто стоит посередине, ставит свои ноги в две пустые коробки из-под обуви, одна коробка предна¬значена для его левой ноги, а другая — для правой. Двое других ребят ставят по одной своей ноге в те же коробки: стоящий справа ставит твою ногу рядом с правой ногой того, кто стоит в центре, а стоящий слева ставит свою правую ногу в одну коробку с  левой ногой соседа…
Те¬перь все трое должны попробовать пройти несколько метров. Наверное, будет лучше, если они возьмут друг друга за плечи.
Когда первая тройка успешно справится с заданием, можно подключить в эту группу еще одного ребенка. Если группа большая, имеет смысл начинать с двух или трех трио, к которым постепенно будут подключаться и другие дети. Тогда будет интересно выяснить, какая из групп сможет двигаться с большим числом участников. Подбадривайте детей, пусть они обсуждают друг с другом, как им поступить. При желании они могут меняться местами, чтобы их маленькая команда могла лучше справить¬ся с заданием.
Анализ упражнения:
- Вам понравилась эта игра?
- Что было труднее всего?
- Смогли ли вы в своей команде сработаться друг с другом?

Хвасталки
Время от времени имеет смысл хвалиться перед самим со¬бой своими успехами. Это позволяет людям вести позитивные внутрен¬ние монологи, особенно в сложных ситуациях. Мы подобрали интересную методику, которая позволяет детям частично преодолеть свою застенчи¬вость. Наряду с этим мы можем показать им, как это приятно — радовать¬ся успехам других.
Инструкция: сядьте все в один круг. Сейчас мы начнем рассказы¬вать друг другу о своих успехах. Каждый должен это сделать. Ничего, что это будет немного похоже на хвастовство. Жизнь так разнообраз¬на, что в ней всегда найдется сфера, в которой вы можете быть ус¬пешным. Чем больше людей достигают успеха, тем лучше для каждо¬го из нас и тем легче каждому из нас добиться и своего успеха.
Сейчас я расскажу, как будет проходить игра. Каждый думает о каком-нибудь своем достижении. При этом не имеет значения, большое это достижение или маленькое. Главное, чтобы оно было важным для вас самих.
Я подойду к кому-нибудь из вас и расскажу ему об одном из своих ус¬пехов. Я постараюсь показать, насколько меня порадовало это мое до¬стижение. Тот, кому я расскажу об этом успехе, скажет: «Я рад за тебя.» Потом я сяду на свое место, а мой собеседник подойдет к сле¬дующему и расскажет ему о своем успехе. Тот в свою очередь тоже скажет: «Я рад за тебя». И продолжит игру дальше. Вы поняли, как иг¬рать?
Очень важно, что ребенок рассказывает о своих достижениях не всей группе в целом, а конкретному человеку, ведь для этого требует¬ся гораздо больше мужества.
Анализ упражнения:
- Понравилась ли тебе эта игра?
- Легко ли тебе было говорить о своих успехах?
- Узнал ли ты что-то новое о ком-нибудь из ребят?
- Легко ли тебе было радоваться вместе с другими детьми?

Что важно для меня
Эта игра способствует развитию взаимодействия между чле¬нами группы и дает каждому ребенку возможность представить себя дру¬гим детям. Это очень быстро сплачивает подростков. Многие дети изумляются, когда видят, сколько человек из отряда, оказыва¬ется, разделяет их интересы и ценности.
Материалы: бумага и карандаш каждому ребенку.
Инструкция: Представьте себе, что вы с родителями надолго уезжаете, чтобы провести каникулы на необитаемом острове. Вам говорят,  что вы можете взять с собой чемодан и упаковать в него ровно три вещи, самые важные для вас. Что вы выберете? Хо¬рошо подумайте над этим и напишите названия этих вещей на листе бумаги. (5 минут.)
Теперь встаньте и начните бродить по классу. Держите при этом свой лист бумаги перед собой так, чтобы остальные могли про¬читать, что на нем написано. Пожалуйста, ходите молча и лишь чи¬тайте, что написано у остальных. Когда я крикну: «Стоп!», вы можете остановиться рядом с кем-нибудь из детей. Расскажите друг другу, почему вы выбрали именно эти три вещи. А теперь начните расхажи¬вать по комнате…
Дайте детям возможность походить примерно с минуту. Ограничьте время обмена мнениями примерно тридцатью секундами. Затем попро¬сите детей вновь побродить в тишине, читая записи других одноклассни¬ков. После восьми сигналов «Стоп!» игру можно закончить.
Анализ упражнения:
- Кто-нибудь выбрал то же, что и ты?
- Чьи записи тебя удивили?
- Есть ли на свете такие вещи, которые интересны и важны большинству из нас?

Это почти пианино
В ходе этого упражнения дети могут немного поэксперимен¬тировать со своим голосом. Кроме того, необычная структура игры обес¬печивает особую концентрацию детей на происходящем и заставляет их внимательно слушать друг друга. Конечно же, при этом развивается му¬зыкальная эрудиция и способность творческого самовыражения. Опти¬мальный по сложности «инструмент» Вы можете составить из пятерых де¬тей. Помогите детям придумать звучание и тональность их инструмента, а через некоторое время передайте им и роль Музыканта. После того, как вы несколько раз проведете эту игру, наверняка заметите, что дети становятся изобретательнее при выдумывании но¬вых форм и окрасок звучания «инструмента».
Инструкция: сегодня я хочу «построить» из вас такой музыкаль¬ный инструмент, какого в природе не существует. Разбейтесь, пожа¬луйста, на группы, по шесть человек в каждой. Пятеро из вас станут музыкальным инструментом, а один - музыкантом. Я помогу каждой группе начать работу.
Начните работать с одной из групп, а остальные пусть пока посмот¬рят.
Пусть кто-то один из вашей группы ляжет на пол. Клава, какой нотой, каким звуком ты хочешь стать? Этот звук ты можешь сейчас пропеть. Но помни, что эту ноту тебе придется в ходе игры пропевать много раз и делать это все время одинаково. (Попросите ребенка воспроизвести выбранный им звук.) Теперь пусть к Клаве присоединит¬ся следующий. Ложись, пожалуйста, перпендикулярно Клаве на пол и положи свою голову ей на живот. А ты каким звуком хочешь стать?
Расположите всех пятерых детей «лесенкой» на полу так, чтобы ка¬ждый следующий положил голову на живот предыдущему. Пусть перед этим каждый ребенок продемонстрирует свой звук.
Шестой будет Музыкантом. Потом он сможет поменять¬ся местами с кем-нибудь из «инструмента». Поэтому постарайся зара¬нее продумать свое собственное звучание… А теперь я покажу вам, как нужно «играть на этом инструменте». Когда я буду прикасаться к твоему лбу, ты будешь петь свой звук до тех пор, пока я не уберу руку. Таким образом, я буду «играть» одну ноту. Одной рукой можно «играть» только одну ноту. Если я буду «играть» двумя руками, то смогу извлечь из «инструмента» сразу два звука, они могут быть долгими или короткими.
Продемонстрируйте разные возможности «инструмента» и передай¬те роль Музыканта шестому ребенку. Помогите затем и остальным груп¬пам сформировать свои «инструменты». Проследите за тем, чтобы в ходе игры как можно больше детей побыли Музыкантами.
Анализ упражнения:
- Понравился ли тебе «инструмент», частью которого ты был?
- Что тебе понравилось больше всего?
- Какой Музыкант лучше всех «играл» на вашем «инструменте»?

0


Вы здесь » Вожатим » Диагностика » Игры и упражнения